Фрида Кало ( Magdalena Carmen Frida Kahlo y Calderón, 6
июля 1907— 13 июля 1954) — мексиканская художница.
Фрида Кало родилась в семье немецкого еврея и мексиканки с индийскими
корнями. В 6 лет перенесла полиомилит, после болезни на всю жизнь осталась хромота,
а её правая нога стала тоньше левой ( Кало всю жизнь скрывала это под длинными
юбками).
В 15 лет она поступила в «Препараторию» (Национальную подготовительную
школу) с целью изучать медицину. Из 2000 учащихся в этой школе было всего 35
девушек. Фрида сразу же заработала авторитет, создав с восемью другими
учащимися закрытую группу «Качучас». Её поведение часто называли эпатажным.
В Препаратории произошла её первая встреча с будущим мужем, известным
мексиканским художником Диего Риверой, 1921-1923 работавшим в Подготовительной
школе над росписью «Созидание».
В 18 лет Фрида попала в тяжёлую аварию, повреждения от которой включали:
тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные
ребра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги,
раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Кроме того, её живот
и матка были проколоты металлическим перилом, что серьёзно повредило её
репродуктивную функцию. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем
остались на всю жизнь. Впоследствии Фриде пришлось перенести несколько десятков
операций, месяцами не выходя из больниц. Она так и не смогла стать матерью.
Именно после трагедии она впервые попросила у отца кисти и краски. Для Фриды
сделали специальный подрамник, позволявший писать лёжа. Под балдахином кровати
прикрепили большое зеркало, чтобы она могла видеть себя. Первой картиной был
автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества: «Я пишу себя, потому что много времени
провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».
Несмотря на полную боли и страданий жизнь, Фрида Кало имела живую и
раскрепощённую натуру, много сквернословила, изрядно курила, в избытке
употребляла спиртные напитки (текилу), была открытой бисексуалкой, пела
непристойные песни и рассказывала гостям своих диких вечеринок столь же
неприличные шутки.
На работы Фриды Кало очень сильно влияло народное мексиканское искусство. Её
творчество насыщено символами и фетишами. Однако в нем заметно и влияние
европейской живописи — в ранних работах отчётливо проявилась увлечённость
Фриды, например, Ботичелли.Специалисты полагают, что 1940-е — это эпоха
расцвета художницы, время её самых интересных и зрелых работ.
В 1929 Фрида Кало стала женой Диего Риверы. Ему было 43 г, ей 22. Сближало двух художников не только
искусство, но и общие коммунистические взгляды в политике. В 1930-х гг Фрида
какое-то время жила в США, где работал муж. Это вынужденное долгое пребывание
за границей, в развитой индустриальной стране, заставило художницу острее
чувствовать национальные различия.
С тех пор Фрида с особенной любовью относилась к народной мексиканской
культуре, коллекционировала старинные произведения прикладного искусства, даже
в повседневной жизни носила национальные костюмы.
Поездка в Париж в 1939, где Фрида стала сенсацией тематической выставки
мексиканского искусства (одна из её картин была даже приобретена Лувром), ещё
сильнее развило чувство патриотизма.
В 1937 году в доме Диего и Фриды ненадолго нашёл убежище советский
революционный деятель Лев Троцкий. Считается, что уехать от них его вынудило
слишком явное увлечение темпераментной мексиканкой.
В 1940-е гг картины Фриды появляются на нескольких заметных выставках. В то
же время обостряются её проблемы со здоровьем. Лекарства и наркотики,
призванные уменьшить физические страдания, меняют её душевное состояние, что
ярко отражается в Дневнике, ставшем культовым среди её поклонников.
Фрида умерла от воспаления лёгких через год после того, как состоялась её
первая персональная выставка на родине.
С 1955 «Голубой дом» Фриды Кало стал музеем её памяти.